Как вернуться домой на бизнес-джете, если нет рейсов?

Пандемия коронавируса поставила весь мир на паузу, в том числе и авиацию. Отдельные авиакомпании постепенно пытаются вернуться к нормальной работе, но, например, из Лондона в Москву просто так уже не улетишь, и не имеет значения, какой у тебя паспорт.

На помощь приходит частная авиация. Бизнес-джеты считаются способом передвижения топ-менеджеров и миллиардеров, но текущий кризис показал, что иногда другого выхода просто нет, как сейчас в случае направления Лондон-Москва. Или лететь через Минск, или месяцами ждать помощи от посольства. Перелет бизнес-джетом — единственный способ добраться в нужное место в случае экстренной необходимости; он стоит дорого, но иногда есть вещи поважнее денег.

О бизнес-авиации известно крайне мало, эта сфера авиаиндустрии кажется закрытой от лишних глаз. «Коммерсантъ UK» решил узнать у основательницы компании Open Aero Татьяны Узел, как устроена сфера частной авиации — и почему она доступнее, чем кажется. 

Частная авиация подчиняется тем же правилам, что и обычная?  Если страна перестала принимать рейсы за исключением чрезвычайных, то как быть?

Это очень объемный вопрос, но чтобы не вдаваться в технические детали, в целом, есть различия в правилах и регулировании частной (также обозначаемой как деловая, малая или авиация общего назначения) и коммерческой авиации. В чем-то они проще, в чем-то сложнее.

На уровне конечного пользователя, стоит отметить, что доступ к деловой авиации значительно повышает гибкость и возможности, связанные с перелетами – не нужно привязываться к расписаниям рейсов, перелеты планируются вокруг планов заказчика, существует доступ к более широкой сетке аэропортов, куда большие авиалайнеры сесть не могут или просто не летают, не нужно приезжать в аэропорт заранее, и что наиболее актуально в сегодняшнем мире, максимально минимизированы контакты с другими людьми, потому что как правило вылет на своем самолете происходит через отдельный бизнес-терминал, где никто не толпится.

В части вопроса про закрытие границ – в зависимости от конкретного сценария существуют разные пути решения задачи. В этом плане деловая авиация также предоставляет дополнительные возможности. В качестве общего правила можно сказать, что любая страна всегда примет своих граждан или резидентов. В остальных случаях нужно разбираться исходя из конкретных данных.

Очень важно обращаться к проверенным компаниям с хорошей репутацией. Во-первых, не все компании хорошо ориентируются в условиях хаоса. Правила и условия сейчас меняются буквально каждый день, очень много противоречивой информации даже из официальных источников, кто-то на всякий случай сразу говорит «нет», а кто-то не успокоится, пока не дойдет до самой сути, поэтому отлаженные каналы коммуникации со всеми инстанциями, настойчивость и интеллектуальный подход являются критически важными ресурсами для обеспечения рейсов. С другой стороны, в моменты неразберихи возрастает количество мошенников.

Читайте также  COVID привел к рекордно низкому трафику

Мы недавно случайно увидели сайт одной компании, который на первый взгляд выглядит очень профессионально. Присмотревшись, мы поняли, что это просто нарезка из индустрии – имена команды были от одного брокера, сертификаты и разные профессиональные аккредитации от другой компании, что-то вообще было явно отредактировано в фотошопе. Но мы это увидели как профессионалы, которые знают индустрию изнутри, а сколько людей могли им уже перевести деньги и остаться ни с чем?

Сколько это стоит? Понятно, что дорого, но есть ситуации, когда это вопрос жизни и смерти.  

Ценообразование зависит от класса самолета и его базировки. Разделение на классы зависит от размера, массы самолета, количества пассажиров и дальности полета. Например, есть модель на 4 пассажира с дальностью полета 90 минут — это одна история. А есть переделанный «Боинг» с вместимостью до 19 пассажиров – это совершенно другие расценки на все, от аэропортовых сборов до обслуживания и содержания.

В цену, кроме стоимости летного часа, входит топливо, аэропортовые сборы, взлетпосадка, пролеты через воздушное пространство каждой страны по маршруту, проход пассажиров через VIP-терминалы, питание, разрешения, какие-то дополнительные моменты, как, например, продление работы аэропорта или поздний прилет, стоянка самолета, ночевки экипажа.

Подготовка полета – это тщательный процесс, который включает множество факторов, особенно сейчас, когда очень много ограничений и нужно быть максимально креативным. Чтобы представлять порядок цифр, можно дать пример стоимости от 3500 евро на маленьком самолете на часовой перелет, до, например, 140 тысяч евро на полет из Африки в Германию с 10 пассажирами.

Разброс ожиданий клиентов очень большой. Из-за экстремального снижения объема полетов кто-то из них ожидает, что цены должны пропорционально упасть, и операторы будут буквально «драться» за каждый рейс. Кто-то не решается даже спрашивать, потому что ожидает, что в условиях дефицита возможностей цены будут выше обычного.

На практике мы столкнулись с тем, что объем доступных самолетов также очень сильно упал. Кто-то из операторов решил приостановить работу полностью или частично, отправив свой персонал в «отпуск», и пережидает этот период на земле, кто-то продолжает работать. Огромное количество ограничений приводят к тому, что нет возможности оптимизировать стоимость полетов. Нет возможности заменять экипажи по окончанию рабочего времени, которое строго регламентируется правилами государственных авиационных структур. Нет возможности оставлять самолет на ночевку: его нужно вернуть на базу. Это все влияет на цену.

С другой стороны, по всей индустрии мы наблюдаем сильную профессиональную сплоченность и приверженность бизнес-этике. Речь, конечно же о добросовестных игроках рынка, везде есть исключения. Цены никто специально не завышает, все участники максимально стремятся поддержать и помочь друг другу, мы понимаем, что делаем что-то хорошее, благородное – помогаем объединяться семьям, возвращаем домой тех, кто не успел добраться другим способом, осуществляем медицинские рейсы или оперативно доставляем маленькие грузы.

Читайте также  Сервисная сеть Dassault усиливает позиции в Малайзии

Некоторые операторы объявили бесплатный допуск на свои пустые перелеты для представителей медицины и правительств. Мы делаем все возможное, чтобы найти решение для любой ситуации.

Как вообще устроена работа частной авиации сейчас? Что это за самолеты? Что за рейсы? Кто пользуется вашими услугами сейчас?

На данный момент полеты деловой авиации по объему снизились приблизительно на 75% по сравнению с тем же периодом прошлого года из-за карантинов, закрытых границ и постоянно изменяющихся ограничений в связи с COVID-19. Хотя после «мертвого» апреля, нужно отметить, сейчас наблюдается некоторое возвращение к жизни, ограничения постепенно становятся более мягкими, и мы надеемся, в скором времени необходимость в них отпадет совершенно или будет минимальной.

Оставшиеся 25% распределены между репатриационными (возвращение домой, воссоединение с семей) и медицинскими рейсами, плюс небольшой процент самолетов используется для перевозки мелких партий грузов.  

Линейка самолетов включает в себя как маленькие турбовинтовые модели типа Pilatus PC-12, так и более большие дальнемагистральные варианты типа линейки Bombardier Global или Gulfstream, которые вмещают до 14 пассажиров, или VIP-авиалайнеры типа Boeing и Airbus.

Мы всегда тщательно оцениваем ситуацию каждого заказчика и даем свои рекомендации и обоснование того, как можно оптимизировать стоимость и какую модель стоит выбрать. Наша задача — позаботиться о том, чтобы клиент принимал решение исходя из четкого понимания своих возможностей, обладал полной картиной и информацией на всех этапах.

Помимо наших обычных клиентов мы помогли большому количеству людей, которые обычно услугами бизнес-авиации не пользуются, но при отсутствии других вариантов это стало для них спасением. Кто-то воссоединился с семьями, спортсмены клубов разделили стоимость между собой, чтобы вернуться домой, посольства помогли гражданам собраться в группы.

Я также наблюдаю новую тенденцию среди людей, которые в теории финансово могут позволить себе полеты на частном самолете, но раньше не могли для себя обосновать такие траты. Сейчас они меняют приоритеты и видят преимущества бизнес-авиации в новом свете. Безопасность, забота о себе и своих близких приобретают совершенно другое значение и стоят того, чтобы попробовать этот инструмент.

Как это работает? Допустим, мне необходимо вернуться в Москву к родителям, оказавшимся в трудной ситуации, а посольство говорит ждать.

Мы можем в этом помочь. Лучше всего позвонить, чтобы обсудить все детали, конкретную ситуацию и различные варианты. Возвращение в Россию ее граждан и резидентов – одно из самых востребованных направлений у нас. Для иностранцев границы сейчас закрыты, но при этом недавно был случай, когда удалось привести гражданку США для воссоединения с семьей. Лучше лишний раз задать вопрос специалистам и все проверить.

Читайте также  «АэроГео» – география работ по аэросъемке расширяется

По алгоритму действий это выглядит так: после обсуждения конкретной ситуации мы даем варианты. Если какой-то из них вам подходит, мы заключаем соглашение, вы оплачиваете услугу, даете нам свои данные, мы получаем все разрешения, держим вас в курсе подготовки, в день рейса желаем приятного полета и привозим домой.

Какие примечательные перевозки вы сейчас организовывали?

Если честно, каждый полет, особенно сейчас — примечательный. Объем работы, который проходит за кадром, просто огромный. Все полеты в марте с началом эпидемии были похожи на захватывающую гонку на опережение со временем, когда правила игры менялись буквально на глазах: самолет взлетает, а правила меняются прямо в воздухе.

Я в очередной раз восхитилась самоотверженностью своих коллег и партнеров, всех, кто работает в авиации и делает невозможное возможным. Для нас — это страсть, жизнь и любовь. Невозможно задержаться в этой индустрии надолго, если это не твое призвание.

Были полеты в Ирак и сложные точки в Африке. Могу с гордостью сказать, что несмотря на все проблемы и тяжести, пока не было ни одной задачи, за которую мы взялись, но не справились. Решение есть всегда.

Как ваш бизнес адаптируется к ситуации?

Мы превратились в один большой call-центр по объединению и соединению различных полетов. Также мы запустили продажу отдельных мест на самые востребованные направления (Москва — Лондон, например). Когда набирается нужное количество пассажиров, мы бронируем для них один самолет. Мой главный фокус сейчас направлен на коммуникации — очень важно обсуждать все моменты и давать друг другу обратную связь, так рождаются новые идеи и решения.

Я не верю в разделение на «мы — они», «клиенты — исполнители», «друзья — конкуренты». Сейчас новое время, парадигма взаимодействия меняется, в моем видении — мы все активные участники одного процесса, у нас одна цель и только вместе, добросовестно помогая друг другу, мы выигрываем.

Источник: Коммерсантъ UK