Приобретение воздушного судна во время пандемии коронавируса

Отраслевые эксперты ожидают возможное увеличение спроса на частные авиаперевозки после того, как пройдёт пик пандемии коронавируса и сопутствующий спад экономической активности. В отличие от коммерческих авиакомпаний, бизнес-авиация предполагает более безопасные, более социально-дистанцированные и практически гарантированно выполняемые перелёты. Кроме того, коммерческие рейсы уже не выполняются по многим направлениям, существовавшим до пандемии. Международное авиасообщение сокращено до минимума, а государственные границы России закрыты для большинства иностранных граждан.

В мае 2020 года газета Wall Street Journal сообщила, что авиакомпании законсервировали в среднем три четверти общемирового флота. Этого оказалось недостаточно, так как пассажиропоток сократился более чем на 90%. Некоторые авиакомпании выполняют едва загруженные рейсы для тех немногих пассажиров, кто летит по делам государственной важности или имеет наивысший статус в программе лояльности. Однако такие убыточные рейсы просуществуют ещё недолго, так как авиакомпании сокращают маршрутные сети и частоту полётов. Использование коммерческих авиалайнеров экономически нецелесообразно для перелётов в целях, в которых обычно используются самолёты бизнес-авиации. Соответственно, крупным корпорациям и состоятельным частным лицам разумно продолжать следовать планам по приобретению частных самолётов для удовлетворения потребностей в поездках, которых, по всей вероятности, станет больше.

Несмотря на то, что в результате пандемии долгосрочная потребность в деловой авиации стала очевидна, в краткосрочной перспективе количество полётов с её использованием значительно сократилось. JSSI сообщает, что в марте 2020 года среднее количество лётных часов сократилось на 16,9% в Северной Америке, на 28% в Южной Америке, на 5,9% в Европе и на 42,3% на Ближнем Востоке.

Крупные брокеры в области деловой авиации наблюдают смягчение ценообразования на модели самолётов большой и средней дальности. Информационные агентства, такие как AMSTAT, сообщают, что в период с января по апрель 2020 года количество предложений о продаже дальнемагистральных самолётов выросло приблизительно на 12%. Количество выставленных на продажу самолетов класса mid-size сократилось в феврале, однако быстро вернулось к уровню января в начале второго квартала. По мере того, как на рынке появляется больше самолётов, цены на них падают и, вероятно, останутся на более низком уровне, чем до пандемии.

В то же время производители самолётов объявили о сокращении плановых поставок. 4 мая 2020 года компания Gulfstream объявила, что из-за коронавирусного кризиса вынуждена сокращать запланированные на 2020 год поставки, а также внедрять меры по снижению расходов в рамках всего бизнеса. Компания также сообщила, что одних этих мер недостаточно для преодоления значительного воздействия, оказанного вирусом. Gulfstream будет предпринимать дальнейшие шаги для приведения размера и структуры своего бизнеса в соответствие с текущими условиями, что означает сокращение персонала во многих локациях. 

Читайте также  Актуально: полеты в Китай, Гонконг и Макао

7 мая компания Bombardier объявила, что в первом квартале 2020 года недополучила значительную прибыль, и ожидает ещё бóльшие убытки, поскольку последствия пандемии COVID-19 заблокировали поставки самолётов и остановили производства на десятках заводов. В своей отчётности компания сообщила об убытке в размере 200 миллионов долларов в первом квартале и об издержках за период приостановки деятельности в марте в размере 1,6 миллиарда долларов. 

 В марте компания Dassault объявила, что в результате пандемии столкнулась с неопределённостью. Ожидается замедление поставок и заказов в первой половине года, поскольку усилия по сдерживанию заболевания временно замедляют или приостанавливают работу. Это ставит всех производителей бизнес-джетов в нестабильное положение. До недавнего времени рынок находился на грани восстановления, и такие индикаторы как экономический рост, прибыль корпораций, полётная, деловая и покупательская активность указывали на потенциал роста. К концу 2019 года количество самолётов на вторичном рынке снизилось до самого низкого уровня за более чем десятилетие, а спрос на новые самолёты неуклонно рос. Теперь, когда мировое сообщество столкнулось с коронавирусом, финансовые рынки показывают худшие показатели за последние годы. В 2020 году Dassault планировала поставить 40 Фальконов, и этот показатель, вероятно, не будет достигнут из-за мер по сдерживанию вируса. 

Соответственно, для тех корпораций и частных лиц, которые в настоящее время имеют возможность инвестировать в новый или ресурсный самолёт, сейчас очень подходящее время для планирования такого приобретения. Рынок замедлился, но ожидается его восстановление. Заключение контракта на поставку нового самолёта после пандемии может оказаться разумным шагом. Покупка бывшего в эксплуатации самолёта в хорошем состоянии у продавца, испытывающего финансовые сложности, также может стать одной из возможностей.

Цель этой статьи в том, чтобы определить лишь некоторые из основных вопросов планирования, которые покупателю воздушного судна рекомендуется обсудить с командой авиационных консультантов – опытным авиационным брокером, юристом по операциям с самолётами и банком (или компанией, предоставляющей авиационное финансирование).

Когда планируется приобретение нового самолёта у одного из основных производителей или бывшего в эксплуатации самолёта на вторичном рынке, некоторые первоначальные вопросы для обсуждения таковы:

1. Анализ полётных задач покупателя и закономерностей в использовании воздушного судна, основанный на таких данных как расстояния полётов и их регулярность, характеристики используемых взлётно-посадочных полос, количество пассажиров и прочих существенных параметрах. Такой анализ, в сочетании с личными предпочтениями покупателя, поможет составить минимальную спецификацию воздушного судна.

Читайте также  MySky вышла на американский рынок

2. Профессиональное составление запроса предложения (Request for Proposal, RFP). RFP – неотъемлемая часть процесса приобретения воздушного судна, которая позволяет наиболее эффективно запрашивать, структурировать и анализировать получаемую от производителей или продавцов информацию. Тщательный анализ предоставленной поставщиками полной информации необходим для качественного принятия решений, так как позволяет консультантам установить, какой самолёт лучше соответствует индивидуальным задачам покупателя, а также поможет определить ключевые моменты сделки.

Также, информация, полученная в ответ на RFP, может послужить защитой от невыгодных условий на дальнейших этапах сделки. Дополнительное преимущество RFP состоит в том, что продавцы осведомлены о конкуренции и тем самым мотивированы предлагать наиболее выгодные условия сделки.

3. Тщательное сравнение различных моделей самолётов по таким критериям как размер, параметры салона, спецификация, список опций, схема компоновки, цена производителя или текущая рыночная стоимость, а также наличие самолёта. RFP собирает всю нужную информацию для достижения такого сравнения и затем – для сопоставления каждого варианта с подготовленной ранее минимальной спецификацией.

4. Детальный анализ лётно-технических характеристик самолёта исходя из полётных задач покупателя и прочей специфики эксплуатации. Важно собрать такие данные как дальность, требования к взлётно-посадочным полосам, расход топлива, скоростные параметры (скорости на взлёте и на посадке, крейсерская скорость и т.п.), скорость набора высоты, предельная высота полёта, а также об усовершенствованиях и возможностях авионики. Производители как правило сосредотачивают внимание клиентов на своих сравнительных преимуществах, но действительно важно то, насколько самолёт будет соответствовать требованиям конкретных задач покупателя.

5. Авиационные эксперты из команды консультантов помогут собрать все данные о технической поддержке и обслуживании клиентов. Здесь важно то, как самолёт будет обслуживаться в течение периода владения. К числу факторов, которые могут иметь важное значение и повлиять на привлекательность сделки, относятся подписки и права на базы данных, передающиеся покупателю вместе с самолётом, поддержка при замене воздушного судна другого производителя, обучение экипажа, стоимость и сроки поставки запасных частей, оборудование для наземного обслуживания, поддержка в случаях AOG (Aircraft on Ground), программа технического обслуживания, гарантия, а также соответствие нормативным требованиям.

6. Анализ финансовых данных может сыграть важную роль в сделке, особенно в части выбора способа финансирования (покупка, авиационное финансирование или лизинг). Расчёт денежных потоков и анализ чистой приведённой стоимости будущих затрат помогут консультантам спрогнозировать и лучше понять истинную стоимость инвестируемого капитала в течение всего периода владения. Такой анализ должен учитывать оценки трейд-ин и выплаты в пользу программ техобслуживания.

Читайте также  ОНАДА проведет деловую программу в рамках RUBAE 2020

Профессиональный авиационный брокер и опытный юрист наилучшим образом подготовлены для того, чтобы выполнить вышеописанный анализ, определить подходящие модели самолётов, помочь сделать выбор и договориться о наилучших возможных коммерческих и юридических условиях. Получение консультации у опытных авиационных и юридических консультантов перед заключением договора поставки (приобретения) воздушного судна или его финансирования может сэкономить покупателю значительные средства и подготовить почву для более удовлетворительных отношений с производителем и кредитором в будущем. Профессиональные консультанты, как правило, могут совершить гораздо более выгодную сделку, чем покупатель, который принимает решения без надлежащей подготовки и совета о том, что может быть достигнуто в ходе переговоров, если знать, о чём спросить.

Компания Guardian Jet совершает приблизительно 100 сделок в год, более половины из которых – приобретения, и таким образом является ведущим авиационным консультантом и брокером, а также лидером рынка в сфере закупок новых бизнес-джетов. Мы считаем, что наш сервис уникален среди консультантов и брокеров по нескольким причинам – не в последнюю очередь, потому что мы обычно покупаем для наших клиентов больше самолётов, чем продаём. Мы следим за планированием парка, продажей и приобретением самолётов для более чем трети компаний из списка Fortune 100, и мы стремимся управлять их капиталом, вложенным в самолёты, по аналогии с управлением активами в инвестиционном портфеле. Мы делаем это путём информирования владельцев об актуальной рыночной стоимости их самолётов и о текущей рыночной конъюнктуре. Предоставляя нашим клиентам точную информацию и детальное понимание рынка, наша цель – заработать право представлять их интересы при приобретении или продаже самолёта в подходящее для этого время. Также, мы экономим нашим клиентам миллионы за счёт эффективного управления активом на протяжении срока владения самолётом. Guardian Jet рассчитывает на возможность помочь российским корпорациям и состоятельным частным лицам приобрести свой следующий самолёт.

Ком Щаррон, Директор по продажам, Европа, Guardian Jet

Пётр Кошелев, Агент по продажам, Россия, Guardian Jet

Дерек А. Блум, Партнёр Atlantic Aviation Legal Services