Covid-19 может вдвое сократить поставки

Из-за кризиса Covid-19 поставки бизнес-джетов в этом году, по прогнозам, сократятся от 12,5% и до почти 50% в годовом исчислении, в зависимости от его продолжительности влияния на спрос и предложение, считает директор JetNet iQ Роллан Винсент. До пандемии консалтинговая компания JetNet iQ прогнозировала 730 поставок бизнес-джетов в текущем году, сейчас она прогнозирует в лучшем случае около 640 поставок и около 375 – в худшем.

В то время как Винсент ожидает U-образного восстановления после коронакризиса, все его сценарии показывают меньшее количество поставок в течение следующих двух лет, чем предполагалось ранее, причем восстановление до предыдущей прогнозируемой линии тренда вряд ли произойдет раньше 2023 года. Это означает примерно 600 поставок бизнес-джетов в 2021 и 2022 годах против ранее прогнозируемых 705 и 656 соответственно. Скорректированные прогнозы на 2023 год – 615 самолетов, со скромным увеличением до 623 и 646 в последующие два года.  

«Кризис Covid-19 уже является самым фундаментальным потрясением – самым опасным «черным лебедем», когда-либо попадавшим в турбину деловой авиации. Теперь ожидается, что Covid-19 вызовет глобальную экономическую рецессию, положив конец долгому, медленному и неустойчивому восстановлению деловой авиации после 2008 года», — комментирует Винсент.

Базовый прогноз поставок бизнес-джетов на период с 2020 по 2029 год предусматривал 7180 новых машин: 38,8% легких джетов, 29,6% средних джетов и 41,6% джетов с большими кабинами. «В нашем наиболее вероятном сценарии после коронакризиса мы оцениваем, что этот прогноз снизится примерно на 500 самолетов за 10-летный период, или примерно на 7%, с максимальным спадом поставок в ближайшие два года. Мы думаем, что структура поставок несколько изменится, и наши первоначальные оценки составляют: 26% легкие джеты, 34% средние джеты и 40% самолеты с большими кабинами», — продолжает Винсент.

Читайте также  Китай перестает быть драйвером роста

Предположения JetNet iQ для постпандемического прогноза включают более высокие «средние пассажирские нагрузки», переводящие потенциальных покупателей, например, категории легких реактивных самолетов в средний или суперсредний класс – то, что Винсент назвал «полетом ради безопасности», вызванным тем, что многие компании после кризиса будут более активно использовать бизнес-авиацию в качестве альтернативы авиакомпаниям для перевозки своих сотрудников.

Винсент также предполагает некоторую «утечку ликвидности» из категории джетов с большими салонами в пользу все того же суперсреднего класса, поскольку компании существенно уменьшат сверхдальние миссии из-за глобального сокращения бизнеса.

«В различных сценариях мы предполагаем, что все крупные производители будут затронуты приостановкой работы, некоторые в большей степени, некоторые в меньшей, в зависимости от проданных/непроданных позиций в производственных планах на 2020 год», — резюмирует Винсент. «На отраслевом уровне я думаю, что существует очень реальный «потенциал разочарования» у производителей. К концу года многие обнаружат, что клиенты еще не готовы, не могут или не хотят сесть в самолет, прилететь и подписать договор».

Кроме того, он сказал, что продажи на вторичном рынке также зависимы от Covid-19. Винсент полагает, что из-за ограниченных мощностей центров ТОиР будет сложно продвигать ресурсные самолеты через процесс предварительной покупки, даже если покупатели и продавцы могут договориться о цене на быстро ставшем кризисном рынке.