Безусловно, акции стоит приобретать

На фоне катастрофических падений фондовых рынков, национальных валют и максимальный просадка нефтяных котировок, вкупе с серьезнейшей угрозой человечеству в виде коронавируса, в последнюю очередь думаешь об инвестициях. Это логично, но мы решили все-таки развить эту тему, ибо как доказано историей кризисы приходят и уходят. Насколько удачно инвестировать в настоящий момент? Насколько привлекательны авиационные активы? Что будет с рынком к концу года? На эти вопросы ответит гость BizavNews — Директор по развитию ИК ФридомФинанс Антон Мельцов.

Антон, спасибо, что согласились встретиться, учитывая ваш загруженный график. В нынешних экономических реалиях стоит ли инвестировать в активы компаний, простым языком – стоит ли приобретать акции?

Безусловно, акции стоит приобретать. Несмотря на пандемию человечество вернется к нормальной деятельности, и вернется достаточно быстро. Сейчас, когда вы видите акции отличных компаний, которые продаются с дисконтом от 30% к той цене, которая была в начале года, то, поверьте, результаты, которые навредили им в одном-двух кварталах, не окажут принципиального влияния на их финансовые модели на горизонте пяти лет, не приведут к структурным изменениям.

Баффет, например, недавно покупал акции авиакомпании Delta. Он считает, что это крутая авиакомпания и что вот эти все проблемы никак долгосрочно не повлияют на нее, а купить значительно дешевле, чем два месяца назад – отличная возможность.

Если компания не испытывала заведомых финансовых проблем до обвала, то я почти уверен, что это хорошее вложение. Есть истории вроде того же Disney, который не так уж сильно и пострадал, зато очень сильно его акции упали. Masterсard, Visa – потрясающие истории. Крупные фармацевтические концерны, потребительский сектор… Американские стимулы приведут американского потребителя в потребсегмент, в те же самые универмаги, где будут покупать новую технику, новую электронику… 

Читайте также  Geneva Airpark работает, но с рядом ограничений

А насколько на этом фоне привлекательны авиационные активы? В данным момент они недооценены?

В настоящий момент котировки, к примеру, United Technologies Corporation, UTX, второй по величине аэрокосмической компании в США, спустились к уровням 2012-2013 гг., а капитализация Lockheed Martin Corporation (LMT) лишь к значениям начала-середины 2019 года. Говорить о том, что они недооценены можно лишь относительно максимумов последних лет. Скорее их фундаментальная оценка приближается к справедливой.

Как вы считаете, в настоящий момент активы в виде самолетов деловой авиации ликвидны. Удачное ли время для купли/продажи?

Сейчас достаточно выгодный момент для покупки, так как после окончания эпидемии COVID-19 спрос быстро восстановится.

Сейчас слот на поставку новых самолетов у некоторых производителей растянулся на несколько лет. Стоит ли смотреть в сторону такой инвестиции?

При заказе воздушных судов цена контракта фиксируется в момент его заключения. В настоящий момент она упала. То же касается и вторичного рынка. Например, двухлетний бизнес-джет Cessna Citation XLS+ с минимальным налетом часов можно приобрести дешевле $10 млн.

Если дистанцироваться от воздушных судов и попробовать себя в роли акционера, например, аэропортов или крупных сервисных компаний. Какова ситуация в этих сегментах?

Закредитованность авиационной отрасли в целом не позволяет крупным компаниям без существенных потерь пережить резкое снижение спроса на пассажирские перевозки. В настоящий момент необходимо предусмотреть оптимизацию текущих расходов, в то же время важно на сокращать расходы инвестиционного характера и затраты социального характера. Это позволит быстро восстановить объемы перевозок после отмены мер карантина.

Если истерика с коронавирусом быстро прекратится, и эпидемия пойдет на спад, то первыми рванут те, кого побили сильнее всего из-за коронавируса. Те же самые авиакомпании, какое-нибудь досрочное снятие тревел-бана в Европу из Америки, досрочное открытие диснейлендов, досрочное начало мероприятий. Ситуация может закончиться совсем быстро или не совсем быстро, но она все равно закончится. В этом не сомневается никто. Все понимают, что это пройдет, это не может длиться долго. Если эта ситуация будет затягиваться, то первыми вылезут те, у кого продажи не зависят ни от тревел, ни от скоплений массовых людей. Есть огромное количество компаний, которые подешевели на 30%, у которых бизнес никак не зависит от коронавируса. Это потребительские товары, сервисы, подписки.

Читайте также  Bombardier назначает нового руководителя

Антон, Ваш прогноз по развитию ситуации в мире до конца текущего года.

В Китае эпидемия, собственно, кончилась. Новых заболевших уже даже не десятки, а единицы. То есть весь цикл там уже прошел. Несмотря на то, что коронавирус распространяется, мы на примере Китая увидели, сколько эта история может длиться. Сравнили смертность от атипичной пневмонии, которую вызывает коронавирусная инфекция, о которой идет речь сейчас, обычная пневмония более смертоносна, чем та, которая продуцируется этим вирусом. Как и обычная пневмония, она опасна для пожилых людей, людей с отягощениями, с болезнями легких, с теми, у кого уже изначально были проблемы со здоровьем. Здоровые люди показывают достаточно низкую смертность и справляются с вирусом без какой-то особенной терапии. 

Таким образом, в течение нескольких месяцев эпидемия может быть локализована. Ожидаем, что авиационная отрасль в целом восстановится в течение третьего квартала 2020 г.