«А вместо сердца пламенный мотор…»

«А вместо сердца пламенный мотор…», и пусть герой популярного советского фильма вкладывал в эту фразу немного иной смысл, именно она точно характеризует легендарный двигатель, который стал бестселлером на протяжении уже почти шести десятилетий. И как бы не спорили авиаторы именно двигатель и есть сердце любого самолета и вертолета. Итак, наш рассказ сегодня о легенде. Этот двигатель «поднимал», «поднимает» и будет «поднимать» в небо настоящие иконы авиастроения. Их название будоражит воображение — Air Tractor, Piaggio Avanti, Cessna Caravan, KODIAK, Piper Malibu Meridian и конечно же легендарный Pilatus PC-12. Сегодняшний наш герой РТ6 разработки Pratt & Whitney Canada, который ведет свою историю с конца пятидесятых годов прошлого столетия. С тех пор было выпущено свыше 51000 двигателей, а если учесть, что подавляющее число самолетов – одновинтовые, то это просто фантастическая цифра.



Мы решили рассказать вам эту славную историю устами самого РТ 6, и вот его воспоминания…

• 1957 – Pratt & Whitney Canada собрала команду из 12 молодых талантливых инженеров после того, как исследования показали, что на рынке двигатели класса 500 л.с. (мощность на валу) являются поршневыми. P & WC увидела возможность направить часть прибыли от своего бизнеса по производству запасных частей для поршневых двигателей на разработку газотурбинных двигателей меньших, чем те, которые были сделаны его материнской компанией в США.

• 1963 – этот день для нас настоящий праздник. В декабре 1963 года компания P & WC отгрузила первый серийный двигатель PT6A-6 компании Beech Aircraft для установки на самолет Beech 87, который впоследствии стал King Air. PT6A-6 – это инновационная газовая турбина, которая представляет собой значительный прогресс в технологии по сравнению с традиционными поршневыми двигателями, используемыми на небольших самолетах. Газотурбинные двигатели имеют более высокое отношение мощности к массе, чем поршневые двигатели.

• 1967  –  Pava P-31 Navajo совершил свой первый полет на PT6A-20. Piper пользовалась огромным успехом в создании легких самолетов с 1930-х годов, но P & WC потребовались годы усилий, чтобы уговорить Piper внедрить турбовинтовые двигатели и отойти от их традиционной зависимости от поршневых двигателей.

• В конце 60-х РТ6A-27 начали устанавливать на легендарный одномоторный Pilatus PC-6 Porter, среди возможностей которого использование ультракоротких неподготовленных полос и эксплуатация в сложных климатических условиях.

• 1968 – двигатель P & WC ST6L73 (производный от PT6A без второй ступени коробки передач) введен в эксплуатацию в качестве вспомогательной силовой установки (ВСУ) для самолета Lockheed L1011.

• 1968 – Bell Helicopter разместил свой первый заказ на первый турбовальный двигатель P & WC PT6T Twin-Pac®

• 1970 – P & WC PT6T Twin Pac® введен в эксплуатацию. Это два двигателя, соединенные в одном корпусе для двухмоторных вертолетов среднего размера.

• 1970 – военные США заказали 294 Bell 212 под обозначением UH-1N, оснащенным турбовальными двигателями PT6T Twin-Pac®. Доставка также началась в 1970 году.

• 1973 – на РТ6А-41 была введена силовая турбина второй ступени. Это было постепенное изменение мощности и эффективности двигателя.

• 1979 – сельскохозяйственный самолет Air Tractor приводится в движение двигателем PT6A и летит на конвенцию Национальной сельскохозяйственной авиационной ассоциации в Лас-Вегасе – впервые такая комбинация была показана публике.

• 1981 год – к этому году двигатели PT6T были установлены на 1000 вертолетах, в основном произведенные Bell Helicopter.

Читайте также  Продлен срок оснащения самолетов ADS-B в Европе

• 1982 – Cessna Aircraft Company, всемирно известная своими бизнес-джетами, выбрала двигатель PT6A-114A для своего нового многоцелевого самолета Cessna 208 Caravan. Самолет стал бы очень популярной и неутомимой рабочей лошадкой в различных применениях по всему миру. Одним из крупнейших клиентов Caravan на сегодняшний день является экспресс-перевозчик FedEx, который в настоящее время имеет парк из приблизительно 350 самолетов.

• 1984 – Piaggio Avanti стал одним из первых самолетов, оснащенных двигателем PT6A-67 (позднее — PT6A-66). На сегодняшний день это самый быстрый из сертифицированных двухдвигательных турбовинтовых самолетов, известный как «Небесный Феррари».

• 1984 – на модели PT6A-65 была внедрена технология Integral Bladed Rotor (IBR) первой ступени, что привело к уменьшению количества деталей в двигателе и повышению эффективности.

• 1985 – семейство турбовальных двигателей PT6B дебютировало с PT6B-36, которым будет оснащен двухмоторный Sikorsky S-76B. Новый двигатель увеличил мощность S-76 на 46 процентов по сравнению с предыдущими моделями вертолета.

• 1987 – Socata официально представила свой самолет TBM 700 на авиасалоне в Ле Бурже, а в 1989 году компания заказала 50 двигателей PT6A-64 у P & WC. Поставка первого TBM 700, оснащенного PT6A-64, состоялась в 1990 году. Вместимостью до 7 человек, TBM 700  – это пассажирский самолет, который используется в самых разных областях.

• 1990  – поставлен последний из пассажирских самолет Embraer Bandeirante. С тех пор как в конце 1960-х годов бразильская Embraer SA установила PT6A-27 (а затем и PT6A-34) в 19-местном Bandeirante EMB110, было изготовлено около 500 самолетов. С тех пор, в течение 45 лет, Embraer выбрал более полудюжины различных моделей серии PT6A, в дополнение к моделям семейства PW100, PW600 и PW500, для своего турбовинтового самолета.

• 1991 – в мае впервые взлетел Pilatus PC-12 с двигателем PT6A-67B. Он быстро стал популярным для различных миссий, начиная от авиалиний и службы скорой медицинской помощи до грузовых перевозок.

• 1991 – турбовинтовой двигатель PT6A-68/1 выбран для тренировочного Embraer EMB-312H Super Tucano, который предназначен для работы в условиях высокой температуры и влажности в чрезвычайно пересеченной местности.

• 1993 – технология монокристаллической лопатки была впервые представлена на PT6A-67A, что привело к увеличению температурных характристик двигателя, позволяя ему работать при более высоких температурах газового тракта, и обеспечивая большую мощность.

• 1996 – ВМС США и ВВС США объединились, чтобы найти замену своим самолетам Cessna T-37 и Beechcraft T-34C, используемым для начального обучения пилотов. В этом году контракт с Объединенной системой первоначально летной подготовки (JPATS), оцениваемый в 9 миллиардов долларов США, включая контракты на поддержку, был присужден Raytheon Aircraft (как тогда назывался Beechcraft), который предложил модифицированную систему Beech / Pilatus PC-9 Mk II, оснащенных одним двигателем PT6A-68. Присуждение контракта воздушному судну, позже обозначенному как T-6A Texan II. Первый T-6A Texan II полетел в 1996 году, и к 2012 году было поставлено более 600 двигателей.

• 1998 – продолжая тенденцию, руководители P & WC и Pilatus встретились в Нууке, Гренландия, чтобы подписать контракт после того, как Pilatus выбрал PT6A-68B для своего нового учебно-тренирово PC-21. В качестве демонстрации уверенности в совместном продукте, созданном P & WC и Pilatus, руководители P & WC совершили 11-часовой полет туда-обратно на борту Pilatus PC-12, оснащенного PT6A-67B мощностью 1200 л.с., в то время как руководители Pilatus в Швейцарии отправились в Нуук на РС-12, пролетев более 8500 км.  

Читайте также  NBAA официально отменила АВАСЕ 2020

• 2000 – Piper Malibu Meridien, оснащенный PT6A-42A, сертифицирован. Самолет известен своей способностью быстро и эффективно подниматься на высоту независимо от погодных условий и турбулентности.

• 2001 – PT6C, третье семейство турбовальных двигателей на базе двигателя PT6A, дебютировало в этом году с PT6C-67C для двухмоторного 15-местного вертолета AgustaWestland A139.

• 2003 – началась история ражданского конвертоплана, когда инновационный Bell / Agusta AB609 впервые полетел на двух PT6C-67. Позже переименованный в AgustaWestland AW609, он приземляется и взлетает вертикально, как вертолет, но  крейсерском полете – как турбовинтовой самолет.

• 2003 – в сентябре этого года Ken Borek Air совершил дерзкий спасательный полет со своей базы в Калгари, Канада, на американскую исследовательскую станцию Амундсен-Скотт в Антарктике на турбовинтовом Twin Otter, оснащенного двигателями PT6A-34. Затем он привез больного научного сотрудника в Пунта-Аренас, Чили для оказания медицинской помощи. Самолет выдержал низкую температуру и плохую видимость в то время, обычно самолеты редко летают в этом регионе.

• 2003 – самолет Epic LT был анонсирован на ежегодной конференции EAA AirVenture в Ошкоше, Висконсин. Epic LT – это шестиместный турбовинтовой самолет в экспериментальной категории с двигателем PT6A-67A.

• 2006 – P & WC подписала пятилетнее соглашение с Blackhawk Modification на 550 новых двигателей серии PT6A в рамках программы улучшения P&WC (CEP). В соответствии с соглашением Blackhawk Modification использовал двигатели P&WC в своих различных программах по модернизации самолетов серий Raytheon King Air, Cessna Conquest 1 и Piper Cheyenne в рамках дополнительных сертификатов типа (STC).

• 2007 год – сертифицирован крупнейший самолет Air Tractor, AT-802, оснащенный PT6A-67F. Air Tractor был основан Leland Snow в 1972 году, и его самолеты теперь можно найти на сотнях ферм в Соединенных Штатах и по всему миру. У компании обширная линейка самолетов, оснащенных PT6A, которые имеют грузоподъемность от 400 до 1000 галлонов и способны распылять как жидкие, так и сухие смеси.

• 2007 – PT6C-67E был выбран для установки на Eurocopter EC175, а ввод в эксплуатацию ожидался в 2013 году. Eurocopter (сейчас Airbus Helicopters) объявляет EC175 самым просторным, безопасным, комфортным, простым в управлении, дешевым в обслуживании, наиболее экономичным 7-тонным вертолетом в мире.

• 2007 – Viking Air возродил канадский самолет Twin Otter de Havilland, который изготовлялся в Торонто с 1965 по 1988 год. Компания Viking приобрела сертификаты типа у Bombardier Aerospace для всех снятых с производства самолетов de Havilland и возобновила производство новой серии Twin Otter 400 с мощными двигателями PT6A-34/35.

• 2007 – P & WC подписала пятилетнее соглашение со Standard Aero на 531 новый двигатель серии PT6A в рамках своей программы модификации (CEP). В рамках программы Standard Aero использовал двигатели PT6A для различных программ модернизации турбовинтовых самолетов.

• 2008 – компания Quest Aircraft поставила свой первый турбовинтовой двигатель KODIAK с двигателем PT6A-34. Quest был создан в 2001 году с целью разработки и производства «внедорожного» самолета для отдаленных районов, подходящего для различных  миссий и гуманитарных организаций. Коммерческий успех KODIAK субсидирует примерно каждый десятый выпущенный самолет, который затем поставляется участвующей некоммерческой организации.

• 2010 – в производственный процесс для двигателей PT6 была введена компьютеризированная система визуального контроля (CVIS)  Это автоматизированный инструмент контроля, который проверяет целостность внешней сборки новых двигателей. CVIS включает в себя робота и камеру, которая перемещается вокруг двигателя и делает до 300 снимков. Затем робот сравнивает изображения с эталонными фотографиями, которые показывают, как должна выглядеть внешняя сборка. Любое отклонение идентифицируется роботом. Почти все новые двигатели P&WC теперь анализируются CVIS.

Читайте также  Запасы на вторичном рынке растут

• 2011 – P & WC и Thrush Aircraft объявили о 10-летнем соглашении об общих условиях, которое охватывало широкий спектр коммерческих соглашений. Соглашение расширило партнерские отношения между P & WC и Thrush Aircraft, одним из ведущих производителей сельскохозяйственной продукции в мире.

• 2011 – TBM 700, оснащенный двигателем PT6A-64, стал первым одномоторным самолетом, когда-либо разрешенным для полетов из Гонконга в Пекин. Полет стал частью 10-недельного путешествия по всему миру.

• 2012 – Pacific Aerospace поставила два самолета с конфигурацией парашютистов P-750 XSTOL операторам в Европе. Оснащенный двигателями PT6A-34, этот самолет популярен среди аэроклубов, занимающихся парашютным спортом, поскольку он может подняться на высоту 3658 м, разгрузить до 17 парашютистов и затем вернуться на базу за 10 минут.

• 2012 – P & WC и Viking Air объявили о заключении 10-летнего соглашения об общих условиях на поставку двигателей PT6, включая PT6A-34 для самолета Twin Otter.

• 2012 – в июле Cessna объявила, что выбрала новый сертифицированный двигатель PT6A-140 для установки на новейший самолет в линейке Cessna: Cessna Grand Caravan EX. PT6A-140 построен на заводе P & WC в Летбридже, Канада, который в 2007 году был назначен Центром передового опыта компании по производству двигателей PT6. Двигатель, в котором используются передовые технологии, является самым мощным двигателем PT6 в своем классе и обеспечивает лучшее соотношение мощности к весу.

• 2012 – на октябрьском съезде Национальной ассоциации деловой авиации (NBAA) в Орландо, штат Флорида, Hawker Beechcraft торжественно представила King Air с двигателем PT6A, уже 7000-й по счету, Herman and Kittle Properties из Индианаполиса. Самолет находился в непрерывном производстве с 1964 года, и к 2012 году он налетал впечатляющие 45 миллионов часов.

• 2013 – парк двигателей PT6 превысил 380 миллионов летных часов; это в 10 раз больше, чем у ближайших конкурентов.

Новый двигатель – новые возможности!

В 2019 году новейшая модификация PT6Е-67XP (PT6 E-Series) установлена на обновленный Pilatus PC-12 NGX. Это первый турбовинтовой двигатель в АОН с двухканальной электронно-цифровой системой управления двигателем и пропеллером. Новый двигатель позволяет самолету взлетать с более коротких полос, также впервые на одномоторном турбопропе установлена система FADEC (автомат тяги), вследствие чего увеличилась скорость полета, а также есть возможность перевода режима работы винта в low speed (снижение количества оборотов, снижение шума в кабине). 

«Мы рассматривали это как повышение планки в работе систем управления двигателем, интеллектуального анализа данных, сервисных решений, объединив все воедино», — говорит Ник Канеллиас, вице-президент по маркетингу АОН в P & WC, чья команда курирует программу PT6 E-Series со стороны обслуживания клиентов и основной инженерной поддержки. 

В России в рамках сертификации Pilatus PC-12 NGX уже подана заявка на сертификацию двигателя, а инженерный состав в авторизованном Сервисном Центре Pilatus в Доброграде уже прошел переподготовку на заводе и готов к обслуживанию PC-12 NGX. Уже скоро он появится у клиента в России.